вторник, 26 октября 2010 г.

Часть третья - Чимган, сентябрь.

Чимган - это название поселка примерно в 90 км от Ташкента, Чимган - это название курортной зоны, увы, уже бывшей...заброшена, забыта, разорена, разграблена и щерятся разбитыми окнами две из трех девятиэтажки, третью вроде кто-то пытается восстанавливать, но сможет ли? Чимган - это зимняя Мекка всех ташкентцев советского Узбекистана , когда не ездили по заграничным курортам, а снег был на наших улицах раз в несколько лет. В Чимган меня возили "дышать воздухом" ( еще на жутких таких вонючих автобусах - ЛАЗах), а еще играть в снежки, кататься на санках (лыжи это было немыслимо дорогое удовольствие и тяжеленные широкие polsport- а были признаком заоблочной удачливости и богхачества)))), или просто на полиэтилене, на собственной пятой точке. Приезжали на автобусах от всех мыслимых и немыслимых предприятий , сколько же было народуууууу... И ведь все-все тащили с собой: и двойную, а то и тройную смену одежды, термоса с горячим чаем, какие-то бутерброды, а еще и сани надо втянуть в автобус, лыжи, которые складывали в проходе между сидениями, а если там они уже не помещались, то привязывали к поручням, над головами,а еще ж огромные и тяжеленные лыжные ботинки... На обратном пути все занимались переодеванием насквозь промокших детей уже в снятые с себя носки и свитера, потому как все комплекты сухой одежды промочены в усмерть))) , кормлением этих же детей остатками вареных яиц, пирогов, пирожков и... все пили чай из термосов и фляжек. У кого-то оставался чай, кто-то уже с сухими емкостями, но все делятся ... металлические чашечки от термосов и пластмассовые стаканчики путешествуют по всему автобусу, уже не разбирая своих и чужих, незнакомых словно нет, все едут домой , все довольны, расслаблены,устали... обветренные и обгоревшие на зимнем солнце. И почти все спят всю обратную дорогу...

Сейчас ничего этого нет : нет бесплатных поездок от предприятий, нет рейсовых автобусов Ташкент-Чимган, а комплекс стоит просто в ужасающем состоянии и так это грууустно все выглядит , потому что не было лучшего и доступного места для отдыха для ташкентцев.
Ой, ну куда же это меня понесло, а?
...................................

Но нам с Валюшей свезло, мы поехали в Чимган не в умирающий корпус, а в маленький жилой коттеджик, по соседству с прошлогодним домиком. Нам бы , конечно, хотелось в прежний дом,




где тааааакая ЁЛКА перед входом, и солнышко прямо с утра, и крутая тропинка на "гору" для ежедневного моциона - ножки размять , на горы глянуть, окрестности обозреть. Но было там уже забронировано и занято и не нами...
Ладно , мы и напротив неплохо пожили. Горы и оттуда прекрасны видны



и ель нашлась похожая,



а еще столько всего всякого красивого и условносъедобного)))


Все плодовые деревья - это рукотворные посадки, яблони и груши - немыслимой красоты и такой же немыслимой несъедобности. Груши - лучше камушки глодать, яблоки хоть и можно укусить, но сразу вопрос возникает, а зачем? что дальше делать? жевать невозможно, да и мало радости, вкус отсутствует напрочь. Зато красиво!!!





Алчи было много, но или она уже вся осыпалась и лежала цветным ковром под деревьями, или висела настолько высоко, а ветки такие колючие, что доставать и не хотелось, ну и не надо, пусть так красуется, на фотографиях.


Потом сторож показал нам одно деревце, где яблочки были неплохие , хоть и очень твердые, мы из них сделали типа джем тире детское питание... вкуснятина.
Шиповника море колючего, зараза.


Зато вот эта ягодка была очень даже съедобная


А цветов - море разливанное




И воздух - ешь ложками, пей стаканами и тишина, и нет гудящих автобусов и машин , газующих под окнами с 4 утра, никто не вопит вечером : О-О-О,Алишер!!!!- это бабушка у нас такая есть, она своих домочадцев гулким басом вызывает, шоб спустились и помогли подняться на второй этаж, никто не стучит в дверь по 5 раз на день, предлагая купить то посуду, то веник, то мед, то еще какую фигню.
И... шей скока душе угодно, хоть с утра до вечера, но... ручками, ручками... машинка всегда остается дома, всегда для нее места не хватает
Шила днем вот на таком айване,



когда шел дождь - то переходила в комнату, но шить не бросала, ни-ни )))


А обратно мы уезжали дорогой , которая вдоль Чарвакского водохранилища идет, попробовала сделать панораму , когда -то мы из фотографий делали подобное, нравилось.


и Чимгана тоже


...............................................

А вот и обещанные процессы и полуфабрикаты.

Когда-нибудь станут Доттями


Это просто немыслимо мелкая для меня куколка, всего 19 см


Будущие ченарики


Все это дошивалось уже дома. Дошито и сфотографировано, но уже в следующий пост у пойдет, как и обещано было - в четвертую часть.

четверг, 21 октября 2010 г.

Когда разбился любимый "Харлей"

Часть третья , обещанная будет всенепременно, а пока ... вот

Байкерам сюда ходить не надо!

Вот и пришло время показать, что можно сделать с НЕ ТОЙ запчастью, если, конечно, не выкинуть ее от злости на себя . Да, да, да... это именно то, что вы подумали. Когда-то эта голова с сердитой ухмылочкой венчала собой тело доктора Хауса, но... увы, любоффффф не сложилась и... и... и... получился байкер.
Весь такой сурьезный, в коже, скрипит - хрустит, даже сам стоит





Куртка: клепки-кнопки-строчки-змейки-рисунки дикие


И рисунок поближе


Сапоги рисованные, но накладки кожаные, клепки и кольца металлические - настоящие(бОтики-то из каталога обуви для байкеров, хи-хи),


бандама(три рынка оббегала - ну, не сезон уже, шапками теплыми народ закупается)


Черная шерстяная водолазка





и... и... и....

ОНА
...
АГРИППИНА - душа и сердце байкера, велосипедиста, автомобилиста (просто подставь нужное слово). Кому она не нравится - выходи на середину, стрелЯть буду!!!









Ну, и чем плох этот Харлей, с ресничками?))))






........................................................................

Что из чего и как.
Куртка, брюки - натуральная кожа, немного подкрасила для получения общего цвета,
Водолазка - шерстяной трикотаж
Бандама - натуральный хлопок, готовая весчь
Лошадка Вся - сшита из бязи, потом все как всегда: грунтовка, покраска, сушка, немного состарить и бубенчик "замученный ржавчиной" на шейку.

Лошадь вписывается в квадрат - 40 на 40 см, ну, а мальчик - около 45 см
Синтепон,акрил, пряжа для вязания.
Все!

вторник, 19 октября 2010 г.

Часть вторая: сентябрь,жара,Самарканд

Ну, поехали, что ли...
Всякое путешествие начинается с вокзала. Вот такой у нас в Ташкенте железнодорожный вокзал, современный, большой, здания его очень похож на старые здания Самарканда(дальше сами увидите)



красивые голубые росписи по порталу,


а это маленький китайский ресторанчик (он просто рядышком находится) с очень оригинальным названием "Китай", а вот так щелкнула, львы понравились, ностальгунчик по Одесским, наверное...




В Самарканд из Ташкента идет специальный туристический поезд, называется Регистан, по имени главной площади Самарканда... Рано утром - в Самарканд, а вечером - им же обратно, очень удобно для "диких туристов", типа меня и моей Вали, вот такой симпатичный поезд, три с половиной часа не быстрой тряски и вы уже на месте.


Хотя внутри все уютно и миленько,


Места сидячие, но мягкие, даже работал кондиционер, двери стеклянные, по коридорам бегают продавцы со всякой шуршащей всячиной , с голоду помереть не дадут)))

Приехали мы в Самарканд к 11 часам утра, прямо на вокзале



познакомились с обаятельнейшим Виталием, который на весь день стал нашим водителем и гидом. Мне особенно понравилось, что не сыпал он громадным количеством имен и дат, чего терпеть не можу и никогда ничего не запоминаю... просто физически не получается: в одно ухо влетает, в другое со свистом вылетает... а он просто рассказывал про свой город, который явно ему очень и очень симпатичен, познакомил нас с мастерами умелыми. Первым был гончар Дильшод. Как он рассказывал, увлекся сам, глаза блестят, посуда расписная только что не летает в руках. Интересно, уходить просто не хотелось, много чего он рассказывал:и про технологии обжига, и про различные виды росписи, и про современные рисунки, и про старинные, и про знаменитый Риштан с его потрясающими узорами и музыкальным звучанием посуды. Не верите? сама бы не поверила, но когда Дильшод стукнул ногтем по большому лягану(блюду) и раздался бой курантов... слов просто не было, только разинутые глаза... вот чем хочешь поклянусь, бой курантов и все... он показывал и первые глиняные заготовки, и как их готовят к обжигу, и как все они начинают играть красками после... я и забыла про фотоаппарат, так увлеклась...
Еще мы побывали в маленькой лавочке продавца сюзане (вышитые на ткани скатерти, ковры, покрывала). Мастера тоже звали Дильшод, и от его рассказа я тоже была в диком восторге, и тоже не вынула даже фотоаппарат, из его лавочки Виталий нас просто утащил, так как времени уже оставалось мало до поезда, а Дильшод вслед еще скороговоркой дорассказывал нам про свои любиимые дизайны и звал приезжать еще, потому что он очень мало чего успел рассказать...
Но эти приятные встречи были потом, ближе к отъезду , а первым делом мы поехали к комплексу Гур-Эмир (Гур-Эмир - усыпальница тимуридов по мужской линии, и не только, еще и самых приближенных и любимых военоначальников). Первое впечатление просто ВОСТОРГ!!!
Красота неописуемая, и можно сказать , что даже неважно , какого она века - старая это мозаика или над ней подтрудились руки наших современников, неважно... красота без времени...


Этот вот прием - не то соты, не то сталактиты, - он везде встречается в украшениях сводов, неописуемо прекрасен...


Внутрь мечети мы сразу не смогли зайти, мечеть эта действующая и там как раз шла служба, мы ждали на заднем дворике, любовались мозаикой


\



Но вот молитва закончилась



и мы зашли внутрь. То , что вы видите, не является надгробьями над захоронениями , это как бы макеты, но в точности повторенные. Настоящие захоронения и подобные же надгробья, в строгом их соответствии, находятся несколькими метрами ниже, в тайном как бы зале, закрытом от чужих глаз... Ну и правильно, нечего из кладбища устраивать шоу, потому и вход центральный закрыли, сделали боковой...



Внутри мечети, снимала снизу вверх,


купол





Уходим через дворик


И снова эти "соты"



Прощальный взгляд на весь комплекс




А теперь мы едем в потрясающее место, к мастеру Зафару, который восстановил древнейшее ремесло - изготовление бумаги из коры тутового дерева, и не только бумаги...


Так все начинается: сначала веточки тута вымачиваются, потом с них вручную сдирается кора и вручную же она немного зачищается.



Потом эту кору варят несколько часов в огромных чанах и потом эту массу переносят в особые такие ступы, где будут ее размягчать, дробить...
Вода толкает деревянные бревна, которые работают как гигантские пестики, размалывая кору в мягкое месиво. Сами ступы в здании слева.




Потом эту массу вываливают в чан с водой, промывают и выкладывают слоями на решетку,



далее эту решетку опрокидывают на плоскую поверхность ,чтобы вода стекла, потом лист полуфабриката укладывают под пресс... страшенная такая штуковина с винтиком около полуметра. Из пресса листы готовой (почти ) бумаги прилепляют к таким как бы стендам, на досушку. Молодой человек на фото - это помощник мастера, за его спиной виден кусочек стенда, на котором досушиваются бумажные листы



И готовые листы потом вручную полируют плоской поверхностью агата, о как! Лист становится блестящим, просто глянцевым, приятно желтоватого цвета. Бумагу не отбеливают специально, так как предки наши писали при свечах, а желтоватая бумага, да еще и при свечном зыбком освещении не дает утомляться глазам, в отличие от белой. И все - можно сшивать листы в книгу, типа вот такой.


Это старинная книга , сделанная из бумаги по вышерассказанной технологии. Поля оставляли широкими, чтобы все, кто будет работать с книгой, мог бы оставить свои замечания, советы, какие -то заметки типа.
Но мастер Зафар поразил не только бумагой, книгами, даже не забавными календариками , отпечатанными на этой "старинной" бумаге. Потрясение вызвала одежда из бумаги, на ощупь - чистый шелк, вид - жатый ситец или поплин, фасон - естесственно народный , узкоприменимый, но ОЧЕНЬ красиво. И конечно же КУКЛА. Она притянула взгляд какой-то простотой и не искусственностью, тем , что легко удается детям и никак не получается у многих рукодельниц... блин, и я в из числе, увы.
Бумажная кукла- любофффф моя, поеду в другой раз - без подобной красавицы не вернусь домой.


Она легкая- легкая, почти невесомая, в одежде из этого же материала, в коробке из грубого первичного бумагоподобного чего-то, да еще и зеленовато-оливкового цвета, просто улетное чувство ... в руках я ее подержала, оччччень неохотно отдала обратно, и вообще от этого мастера меня просто за уши вытаскивали, мне уже не нужны были ни Регистан ( я же не знала про мастера Дильшода и мастера Дильшода), ни мечеть Биби-Ханум, я хотела остаться здесь, желательно на несколько дней. С мастером Зафаром мы так быстро нашли общий язык, но поговорить нам не дали, утолкали меня в машину ...
и мы уехали на площадь Регистан.
Любуйтесь, наслаждайтесь синими стенами и башнями старинных медресе 16,17,18 веков.





Сейчас они не являются уже тем, чем были - духовными школами, где жили-учились и студенты и преподаватели, сейчас в этих помещениях множество сувенирных лавочек и мастерских, и оба мастера Дильшода, про которых уже был разговор, именно здесь и арендуют комнатки, а сами здания - это гордость республики и жителей Самарканда... каких только языков здесь не услышишь.
Общий вид на площадь, здания медресе стоят вкруг, слева - самое старинное




И любимые чинары, пока еще стоят, не срубили... пока радуют глаз



Вот это медресе, которое левое


Второе центральное медресе...




С двух сторон от центрального входа видны двери и окошки: двери на первом этаже - ведут в комнаты, где жили прподаватели, а второй этаж - там учились и жили студенты...


мы пройдем потом во внутренний дворик, там будет мастерская по изготовлению ковров, мастерская и магазинчик серебрянных украшений ( такая досада, что туда уже времени не хватило совсем , даже заглянуть), мастерская по вышивке скатертей и сюзане с разговорчивым хозяином Дильшодом.

А это медресе находится по правую руку (если смотреть на общее фото) и наверху, на портале , вы видите фигуры странных мифических зверей : не то львы,не то тигры и голова человека-монстра торчик из его (ее???) спины? Вот такими точно красавчегами украшены наши местные денежные купюры в 200 сум. Что такое 200 сум, если за один доллар дают 2000 сумов? Смешная денежка, бумажка, стакан семечек или сувенир для туриста из Другой страны ))) Половина проезда ( даже меньше) в общественном автобусе, полбулки самого дешевого хлеба, а у нас есть и 100 502510 сум.У нас скучно не бывает, этт точно!





Приблизьте это фото, знакомый знак, да? Только был он знаком солнца, а не символом ужаснейшей войны, гадина Гитлер спер и исгадил, сам сгнил давно, а голубые стены стояли и стоять будут, а знак теперь вызывает двойственные чувства



Такими вот резными дверями украшены все здания, где восстановили, где сделали заново, а какая разница? - красота же ...


Внутренняя часть ранее действующей мечети - ступеньки ведут наверх , к месту , где сидел мулла во время службы. Богато украшенное помещение, везде сусальное золото и лазурь



Ну, а чем же торгуют в маленьких лавочках, которых море разливанное в старинных стенах? Да много чего есть и посмотреть и купить .
Старинные женские украшеняи и монеты - это , ясно дело, только для просмотра



Ну, а всевозможные сувениры местных мастеров и мастериц - это уже вам, прошу , пане! Это деревянные пеналы с секретом, хитро так закрываются, ни клея , ни гвоздика, все сделано по старинной технологии



Деревянные же зверики, но не простые, а с хитростью хитрой: внутри слона ажурного маленький слоник, внутри верблюда - верблюжонок, внутри утки - маленькая уточка, и никакого клея, никаких соединенных половинок, через ажурные сеточки вырезается мЕньшая фигурка, как это возможно, ума не приложу...



Лавочка с сюзане... здесь и посмотреть, как их делают специальным тамбурным крючком, и купить, пожалуйста.


Тюбетейки мужские, тюбетейки женские, вышитые сумочки, торбочки, скатерки и прочие красОты .



Картины , написанныве на коже


Шарфики из натуральных тканей, вручную сотканных местными умелицами


Сумки тоже из тканей ручной работы, очень даже рустикальные


Шахматы деревянные ручной работы




И совсем уже современные кукляшки, так сказать " по мотивам" народным



Но и это еще не все. День не кончился. Как уехать из Самарканда, не побывав в обсерватории великого Улугбека? Вот куда стремилась наша с Валей душа.




Это лишь подземная часть (30 метров вниз , высеченных в камне ) этого грандиознейшего сооружения, сектант Улугбека был в высоту 60 метров, сохранилось только то , что скрыла земля, все остальное было разрушено религиозными фанатиками. В музее, который рядом с этим подземным чудом, есть предполагаемый макет здания обсерватории древнего гения.



Но это как гипотеза, не сохранилось ничего, кроме вырубленных в скале ступеней, идущих вдоль четверти дуги, ступеней, по которым медленно поднимался 500 лет назад великий человек, умевший смотреть далеко в звездное небо.

Уже уезжая, совсем напоследок , сделала две фотографии . Это мечеть Биби-Ханум и ее же мавзолей,






они находятся рядом со старейшим рынком города... по легенде именно она была любимой женой Тимура и именно ей построил он такую красоту. Это восстановленное здание, а вот так оно выглядит До восстановления, фото из музея



Как много может вместиться в один день, но вот сейчас уже и слов нету, и фотографий не хватает, и уже умучила вас всех таким длинным рассказом, а ведь нет фотографий из гончарной мастерской, из мастерской вышитых ковров, из ковровой мастерской афганца, с которым разговор шел уже на форси( а красивый язык, между прочим), а еще была поездка к святому источнику под древные стены Афросиаба, и было священное дерево, погибщее было совсем и засохшее, но вдруг пустившее побеги после освящения его патриархом Алексием, и завязывали мы на него белые лоскутки и желали самое сокровенное, и так хотелось, чтобы стало это правдой, и ходили вокруг гробницы с рукой святого Даниила, и пили в святом источнике обязательных три глотка и умывались этой водой, и были просто бульвары Самарканда, современные и зеленые, и был просто очень длинный теплый солнечный день, наполненный до самого краюшка.
А напоследок улыбнитесь, кто это - догадаетесь?



Если нет - скажу, что я, хи-хи, в национальной старинной одежде, свадебный типа наряд, а что? и очень даже стройно выгляжу... Гид наш уговорил примерить сувенирный вариант и сфотографироваться в нем, шапочка жесткая и маловата, а вообще интересно...
ВСЕ!