Всякое путешествие начинается с вокзала. Вот такой у нас в Ташкенте железнодорожный вокзал, современный, большой, здания его очень похож на старые здания Самарканда(дальше сами увидите)
красивые голубые росписи по порталу,
а это маленький китайский ресторанчик (он просто рядышком находится) с очень оригинальным названием "Китай", а вот так щелкнула, львы понравились, ностальгунчик по Одесским, наверное...
В Самарканд из Ташкента идет специальный туристический поезд, называется Регистан, по имени главной площади Самарканда... Рано утром - в Самарканд, а вечером - им же обратно, очень удобно для "диких туристов", типа меня и моей Вали, вот такой симпатичный поезд, три с половиной часа не быстрой тряски и вы уже на месте.
Хотя внутри все уютно и миленько,
Места сидячие, но мягкие, даже работал кондиционер, двери стеклянные, по коридорам бегают продавцы со всякой шуршащей всячиной , с голоду помереть не дадут)))
Приехали мы в Самарканд к 11 часам утра, прямо на вокзале
познакомились с обаятельнейшим Виталием, который на весь день стал нашим водителем и гидом. Мне особенно понравилось, что не сыпал он громадным количеством имен и дат, чего терпеть не можу и никогда ничего не запоминаю... просто физически не получается: в одно ухо влетает, в другое со свистом вылетает... а он просто рассказывал про свой город, который явно ему очень и очень симпатичен, познакомил нас с мастерами умелыми. Первым был гончар Дильшод. Как он рассказывал, увлекся сам, глаза блестят, посуда расписная только что не летает в руках. Интересно, уходить просто не хотелось, много чего он рассказывал:и про технологии обжига, и про различные виды росписи, и про современные рисунки, и про старинные, и про знаменитый Риштан с его потрясающими узорами и музыкальным звучанием посуды. Не верите? сама бы не поверила, но когда Дильшод стукнул ногтем по большому лягану(блюду) и раздался бой курантов... слов просто не было, только разинутые глаза... вот чем хочешь поклянусь, бой курантов и все... он показывал и первые глиняные заготовки, и как их готовят к обжигу, и как все они начинают играть красками после... я и забыла про фотоаппарат, так увлеклась...
Еще мы побывали в маленькой лавочке продавца сюзане (вышитые на ткани скатерти, ковры, покрывала). Мастера тоже звали Дильшод, и от его рассказа я тоже была в диком восторге, и тоже не вынула даже фотоаппарат, из его лавочки Виталий нас просто утащил, так как времени уже оставалось мало до поезда, а Дильшод вслед еще скороговоркой дорассказывал нам про свои любиимые дизайны и звал приезжать еще, потому что он очень мало чего успел рассказать...
Но эти приятные встречи были потом, ближе к отъезду , а первым делом мы поехали к комплексу Гур-Эмир (Гур-Эмир - усыпальница тимуридов по мужской линии, и не только, еще и самых приближенных и любимых военоначальников). Первое впечатление просто ВОСТОРГ!!!
Красота неописуемая, и можно сказать , что даже неважно , какого она века - старая это мозаика или над ней подтрудились руки наших современников, неважно... красота без времени...
Этот вот прием - не то соты, не то сталактиты, - он везде встречается в украшениях сводов, неописуемо прекрасен...
Внутрь мечети мы сразу не смогли зайти, мечеть эта действующая и там как раз шла служба, мы ждали на заднем дворике, любовались мозаикой
\
Но вот молитва закончилась
и мы зашли внутрь. То , что вы видите, не является надгробьями над захоронениями , это как бы макеты, но в точности повторенные. Настоящие захоронения и подобные же надгробья, в строгом их соответствии, находятся несколькими метрами ниже, в тайном как бы зале, закрытом от чужих глаз... Ну и правильно, нечего из кладбища устраивать шоу, потому и вход центральный закрыли, сделали боковой...
Внутри мечети, снимала снизу вверх,
купол
Уходим через дворик
И снова эти "соты"
Прощальный взгляд на весь комплекс
А теперь мы едем в потрясающее место, к мастеру Зафару, который восстановил древнейшее ремесло - изготовление бумаги из коры тутового дерева, и не только бумаги...
Так все начинается: сначала веточки тута вымачиваются, потом с них вручную сдирается кора и вручную же она немного зачищается.
Потом эту кору варят несколько часов в огромных чанах и потом эту массу переносят в особые такие ступы, где будут ее размягчать, дробить...
Вода толкает деревянные бревна, которые работают как гигантские пестики, размалывая кору в мягкое месиво. Сами ступы в здании слева.
Потом эту массу вываливают в чан с водой, промывают и выкладывают слоями на решетку,
далее эту решетку опрокидывают на плоскую поверхность ,чтобы вода стекла, потом лист полуфабриката укладывают под пресс... страшенная такая штуковина с винтиком около полуметра. Из пресса листы готовой (почти ) бумаги прилепляют к таким как бы стендам, на досушку. Молодой человек на фото - это помощник мастера, за его спиной виден кусочек стенда, на котором досушиваются бумажные листы
И готовые листы потом вручную полируют плоской поверхностью агата, о как! Лист становится блестящим, просто глянцевым, приятно желтоватого цвета. Бумагу не отбеливают специально, так как предки наши писали при свечах, а желтоватая бумага, да еще и при свечном зыбком освещении не дает утомляться глазам, в отличие от белой. И все - можно сшивать листы в книгу, типа вот такой.
Это старинная книга , сделанная из бумаги по вышерассказанной технологии. Поля оставляли широкими, чтобы все, кто будет работать с книгой, мог бы оставить свои замечания, советы, какие -то заметки типа.
Но мастер Зафар поразил не только бумагой, книгами, даже не забавными календариками , отпечатанными на этой "старинной" бумаге. Потрясение вызвала одежда из бумаги, на ощупь - чистый шелк, вид - жатый ситец или поплин, фасон - естесственно народный , узкоприменимый, но ОЧЕНЬ красиво. И конечно же КУКЛА. Она притянула взгляд какой-то простотой и не искусственностью, тем , что легко удается детям и никак не получается у многих рукодельниц... блин, и я в из числе, увы.
Бумажная кукла- любофффф моя, поеду в другой раз - без подобной красавицы не вернусь домой.
Она легкая- легкая, почти невесомая, в одежде из этого же материала, в коробке из грубого первичного бумагоподобного чего-то, да еще и зеленовато-оливкового цвета, просто улетное чувство ... в руках я ее подержала, оччччень неохотно отдала обратно, и вообще от этого мастера меня просто за уши вытаскивали, мне уже не нужны были ни Регистан ( я же не знала про мастера Дильшода и мастера Дильшода), ни мечеть Биби-Ханум, я хотела остаться здесь, желательно на несколько дней. С мастером Зафаром мы так быстро нашли общий язык, но поговорить нам не дали, утолкали меня в машину ...
и мы уехали на площадь Регистан.
Любуйтесь, наслаждайтесь синими стенами и башнями старинных медресе 16,17,18 веков.
Сейчас они не являются уже тем, чем были - духовными школами, где жили-учились и студенты и преподаватели, сейчас в этих помещениях множество сувенирных лавочек и мастерских, и оба мастера Дильшода, про которых уже был разговор, именно здесь и арендуют комнатки, а сами здания - это гордость республики и жителей Самарканда... каких только языков здесь не услышишь.
Общий вид на площадь, здания медресе стоят вкруг, слева - самое старинное
И любимые чинары, пока еще стоят, не срубили... пока радуют глаз
Вот это медресе, которое левое
Второе центральное медресе...
С двух сторон от центрального входа видны двери и окошки: двери на первом этаже - ведут в комнаты, где жили прподаватели, а второй этаж - там учились и жили студенты...
мы пройдем потом во внутренний дворик, там будет мастерская по изготовлению ковров, мастерская и магазинчик серебрянных украшений ( такая досада, что туда уже времени не хватило совсем , даже заглянуть), мастерская по вышивке скатертей и сюзане с разговорчивым хозяином Дильшодом.
А это медресе находится по правую руку (если смотреть на общее фото) и наверху, на портале , вы видите фигуры странных мифических зверей : не то львы,не то тигры и голова человека-монстра торчик из его (ее???) спины? Вот такими точно красавчегами украшены наши местные денежные купюры в 200 сум. Что такое 200 сум, если за один доллар дают 2000 сумов? Смешная денежка, бумажка, стакан семечек или сувенир для туриста из Другой страны ))) Половина проезда ( даже меньше) в общественном автобусе, полбулки самого дешевого хлеба, а у нас есть и 100 ,и 50 ,и 25,и 10 сум.У нас скучно не бывает, этт точно!
Приблизьте это фото, знакомый знак, да? Только был он знаком солнца, а не символом ужаснейшей войны, гадина Гитлер спер и исгадил, сам сгнил давно, а голубые стены стояли и стоять будут, а знак теперь вызывает двойственные чувства
Такими вот резными дверями украшены все здания, где восстановили, где сделали заново, а какая разница? - красота же ...
Внутренняя часть ранее действующей мечети - ступеньки ведут наверх , к месту , где сидел мулла во время службы. Богато украшенное помещение, везде сусальное золото и лазурь
Ну, а чем же торгуют в маленьких лавочках, которых море разливанное в старинных стенах? Да много чего есть и посмотреть и купить .
Старинные женские украшеняи и монеты - это , ясно дело, только для просмотра
Ну, а всевозможные сувениры местных мастеров и мастериц - это уже вам, прошу , пане! Это деревянные пеналы с секретом, хитро так закрываются, ни клея , ни гвоздика, все сделано по старинной технологии
Деревянные же зверики, но не простые, а с хитростью хитрой: внутри слона ажурного маленький слоник, внутри верблюда - верблюжонок, внутри утки - маленькая уточка, и никакого клея, никаких соединенных половинок, через ажурные сеточки вырезается мЕньшая фигурка, как это возможно, ума не приложу...
Лавочка с сюзане... здесь и посмотреть, как их делают специальным тамбурным крючком, и купить, пожалуйста.
Тюбетейки мужские, тюбетейки женские, вышитые сумочки, торбочки, скатерки и прочие красОты .
Картины , написанныве на коже
Шарфики из натуральных тканей, вручную сотканных местными умелицами
Сумки тоже из тканей ручной работы, очень даже рустикальные
Шахматы деревянные ручной работы
И совсем уже современные кукляшки, так сказать " по мотивам" народным
Но и это еще не все. День не кончился. Как уехать из Самарканда, не побывав в обсерватории великого Улугбека? Вот куда стремилась наша с Валей душа.
Это лишь подземная часть (30 метров вниз , высеченных в камне ) этого грандиознейшего сооружения, сектант Улугбека был в высоту 60 метров, сохранилось только то , что скрыла земля, все остальное было разрушено религиозными фанатиками. В музее, который рядом с этим подземным чудом, есть предполагаемый макет здания обсерватории древнего гения.
Но это как гипотеза, не сохранилось ничего, кроме вырубленных в скале ступеней, идущих вдоль четверти дуги, ступеней, по которым медленно поднимался 500 лет назад великий человек, умевший смотреть далеко в звездное небо.
Уже уезжая, совсем напоследок , сделала две фотографии . Это мечеть Биби-Ханум и ее же мавзолей,
они находятся рядом со старейшим рынком города... по легенде именно она была любимой женой Тимура и именно ей построил он такую красоту. Это восстановленное здание, а вот так оно выглядит До восстановления, фото из музея
Как много может вместиться в один день, но вот сейчас уже и слов нету, и фотографий не хватает, и уже умучила вас всех таким длинным рассказом, а ведь нет фотографий из гончарной мастерской, из мастерской вышитых ковров, из ковровой мастерской афганца, с которым разговор шел уже на форси( а красивый язык, между прочим), а еще была поездка к святому источнику под древные стены Афросиаба, и было священное дерево, погибщее было совсем и засохшее, но вдруг пустившее побеги после освящения его патриархом Алексием, и завязывали мы на него белые лоскутки и желали самое сокровенное, и так хотелось, чтобы стало это правдой, и ходили вокруг гробницы с рукой святого Даниила, и пили в святом источнике обязательных три глотка и умывались этой водой, и были просто бульвары Самарканда, современные и зеленые, и был просто очень длинный теплый солнечный день, наполненный до самого краюшка.
А напоследок улыбнитесь, кто это - догадаетесь?
Если нет - скажу, что я, хи-хи, в национальной старинной одежде, свадебный типа наряд, а что? и очень даже стройно выгляжу... Гид наш уговорил примерить сувенирный вариант и сфотографироваться в нем, шапочка жесткая и маловата, а вообще интересно...
ВСЕ!
Ох, Гуль, шикарно прогулялась с тобой! У вас обалденно красивый вокзал О_О Вообще архитектура потрясающая. Конечно, мало одного дня, чтоб все осмотреть в подробностях.
ОтветитьУдалитьА на счет свастики - у меня она не вызывает двойственных чувств. Гитлеровская - под 45 градусов и в круге, это да... А так - хороший языческий символ, у нас и рубахи таким вышивают :)
И, ксати, тебе очень идет старинный наряд ;)
piękna wycieczka
ОтветитьУдалитьХорошая прогулка получилась! А как дивно звучат названия - Самарканд, Регистан, медресе, Гур-Эмир! Как красиво все на востоке - архитектура, одежда! Любоваться можно часами просто! Спасибо за рассказ, Гулечка!
ОтветитьУдалитьой, спасибо огромное!!! это все очень и очень интересно, а красота какая!!!! очень хотелось бы побывать там, но и рассказ перенес и порадовал!! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЛана - я тоже видела в книгах с русской вышивкой кресты эти,причем и по солнцу хвостами и против...даже слово запомнила -"осолонь"
ОтветитьУдалитьУ нас город вообще красивый,улицы широченные,зелень еще есть...надо бы поснимать в городе,но боюсь разочарую...будут сплошные банки и здания силовых ведомств...ммммдя,вот на их строительство денег не жалеется ((((
......
agajaw - thanks!
вот чтоб я в польском понимала хоть что-то))))
.........
Наташ - а еще ж есть Бухара,Хива,Маргиллан...эх,сама там не была... мячтааааааю
..........
Мариша - рада ,что понравилось...мне так кажется,что скороговорка какая-то...все вроде и не рассказала,что хотела...и правда - много всего...
Не-не, Гуленька! Снимай город! Где ж мы еще такую красоту увидим :) У моего свекра родственники живут в Ташкенте - мама и племянница. И муж мой в детстве у вас бывал. А я-то нет. А мне ж посмотреть тоже хочется :) Так что показывай. А еще можно просто улочки снимать - у вас же есть старые районы еще?
ОтветитьУдалитьтебе ж как в фильмах поди охота? тетки в паранжах? узенькие улочки и глиняные дувалы,ослики,запряженные в огромные арбы ))))))
ОтветитьУдалитьнееее,такого нетути,этт точно...но поснимаю,поснимаю...чесслово...
Бухара - это тоже что-то удивительно звучащее!
ОтветитьУдалитьА город я тоже хочу, хоть не как в фильмах, но что-то из старого, что-то из нового, что красиво со старым сочетается :)
Бухара это дальше чем Самарканд в два раза, туда одним днем не отделаешься...надо продумать - где остановиться на ночлег,может гида заранее найти с машиной,чтобы повозил по городу и все показал.
ОтветитьУдалитьМы с Валей обратно в поезде когда ехали,то в купе с нами две дамы сидели - мама и дочка -,они тоже на один день приезжали Самарканд поглядеть.Ну, делились впечатлениями,так они,узнав,сколько мы всего объездили,только завистливо языком цокали...они успели только Гур-Эмир и мечеть Биби-Ханум около центрального рынка...,ну и рынок сам,конечно.А мы туда и не заходили даже,знаменитые лепешки самаркандские были куплены около обсерватории.
Сильно старых застроек не осталось в Ташкенте,много было,я еще помню эти узенькие улочки( в одну машину проехать),глиняные стены высотой по 3 метра вокруг частных домов, а дома сами без окон,глухими стенами... а окна все во двор выходили,чтобы чужой не заглядывал...все это было в Старом городе, сейчас сломали,расстроили все новьем...но просто пофоткать все равно есть что...обещаю!
Гуля, я потрясена!!! Какие фото и рассказ! Под сильным впечатлением...
ОтветитьУдалитьКак же старый город уничтожили? Ведь его все показывали в фильме "Солнечная сторона улицы" и именно этот старый город создавал специфическую атмосферу Ташкента!...
Настоящая сказка 1001 ночи!
ОтветитьУдалитьСпасибо за экскурсию, очень интересно.
Свет -Совсем старья не осталось... такого...кинематографического,а вот восточного колорита - хоть засмотрись...
ОтветитьУдалитьtattina - забегайте еще)
Спасибо за рассказ, очень интересно!мы тоже ездили в Самарканд этой весной, правда посетить обсерваторию и древнее городище не успели, но ленточки на фисташковом(?) дереве завязали:)
ОтветитьУдалитьв следующую нашу поездку , после вашего рассказа, будем просить гида посетить и местных мастеров:)